Привлекать нечем

Инвестиционный климат в КР испортили власти

Вступление Кыргызстана в Таможенный Союз расширяет экономические границы республики. Интеграция даст отличную возможность для развития отечественного бизнеса, открывая перед предпринимателями огромный рынок сбыта, несравнимый с существующим ранее. Таков главный посыл, который с конца 2011 года правительство Кыргызстана под разными «соусами» пытается донести до сознания граждан. Основной акцент чиновники делают на возможности привлечения в республику иностранных инвестиций, которые, по замыслу, и лягут в основу развития отечественного производства. В очевидности этой экономической догмы сомневаться не приходится. Сомнения вызывают поступки руководителей государства — будущего члена экономического союза, которые с официальными заявлениями почему-то разнятся. Говоря о необходимости развития производства в республике, высокие государственные чины продолжают активно его разваливать, одновременно всячески противодействуя возникновению новых предприятий. Говоря о привлекательном инвестиционном климате, продолжают душить инвесторов.

Инвестиционный климат в КР испортили власти

Будем продавать воспоминания?

Чтобы что-то успешно продать на открывающемся перед страной новом рынке, это «что-то» для начала нужно произвести. И здесь у Кыргызстана как у будущего члена ТС возникают реальные проблемы. Государство, два последних десятилетия занимающееся исключительно перепродажей дешевого китайского ширпотреба, фактически не имеет собственных производств, способных составить маломальскую конкуренцию остальным участникам союза. Производственный и аграрный потенциал, наработанный в советский период, сегодня безвозвратно утрачен и по большей части разворован. Некогда функционировавшие предприятия обанкрочены либо приближаются к этому состоянию. На нет сошел и аграрный сектор.

Для сравнения: к 1991 году в Кыргызстане насчитывалось более 30 млн голов крупного и мелкого рогатого скота. Сегодня эта цифра едва достигает пяти миллионов. Экономический и промышленный рост Киргизской ССР пришелся на послевоенные годы. Во многом это было связано с тем, что во время войны в республику был эвакуирован ряд военных и промышленных предприятий. Темпы экономического развития республики опережали средние показатели по СССР. Так, за 1965–1979 годы валовой продукт в целом по Союзу увеличился в 2,3 раза, в Киргизии — в 2,5 раза. На долю промышленности в 1979 году приходилось 70% всей продукции народного хозяйства Киргизской ССР. В послевоенное десятилетие в республике были введены в строй свыше 50 крупных предприятий: новые каменноугольные шахты, заводы «Киргизавтомаш», Ошский электромеханический, Джалал-Абадский хлопкоочистительный и многие другие крупные производства.

Особый подъем экономики был отмечен в 60–70-х годах. В этот период вступили в строй еще 165 предприятий, в том числе крупнейшая Токтогульская ГЭС, Учкурганская ГЭС, три ТЭЦ, автосборочный завод, завод железобетонных изделий, домостроительные комбинаты, текстильные, швейные фабрики. Были созданы новые отрасли промышленности — станкостроительная, цветная металлургия, приборостроение. В целом выпуск промышленной продукции в 1979 году увеличился по сравнению с 1940 годом в 32 раза. Ведущими отраслями промышленности стали машиностроение и металлообработка. Быстрое развитие получила электронная и электротехническая промышленность, кроме них можно выделить легкую, пищевую и топливную. В 70-х на десяти шахтах и двух карьерах добывалось 4,5 млн тонн угля. Высокими темпами развивалась энергетика.

Но все это в прошлом. Сегодня республика может «похвастать» государственным долгом в 3,5 млрд долларов и снизившимися вдвое за 20 лет показателями экономики.

Ни себе, ни людям

Привлекательный инвестиционный климат — это еще одна «легенда», которую руководство страны старательно и уже далеко не первый год пытается внушить обывателям. На самых высоких уровнях не раз заявлялось о том, что привлеченные зарубежные инвесторы — единственный на сегодняшний день вариант развития промышленности Кыргызстана. На деле же все обстоит иначе. Очереди из желающих делать капитальные вложения в экономику республики как не было, так и нет. А те немногие иностранные компании, которые пришли на местный рынок в 90-х годах, сегодня фактически вынуждены бороться за выживание, оспаривая в международных судах подножки, которые делают им ратующие за «инвестиционную привлекательность» чиновники.

Живым примером такого отношения к инвесторам служит ситуация вокруг месторождения Кутессай-II. В декабре 2009 года компания Stans Energy приобрела на аукционе примерно за миллион долларов ОАО «Кутессай Майнинг», имеющую 20-летнюю лицензию на разработку и добычу редкоземельных металлов на руднике в Кеминском районе Чуйской области. Отметим, что с момента распада СССР месторождение это было законсервировано, а производственные мощности разрушены и разворованы.

В 2010–2012 годах, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, связанные с постпереворотными событиями, ОсОО «Кутисай Майнинг» (преобразованное из ОАО) провело огромную работу и вложило значительные средства в подготовку к разработке месторождения. Общие затраты компании на предпроектные работы и проектирование только по месторождению Кутессай-II за эти годы составили 74,19 млн сомов. Одновременно с целью ускорения выпуска редкоземельной продукции велись ремонтно-восстановительные работы второго и третьего цехов на приобретенном у ОАО «КХМЗ» ОсОО «Кашкинский завод редкоземельных элементов» (КЗРЭ) в селе Кашка. Затраты только на эти работы в 2011–2012 годах составили 148,71 млн сомов.

Чем в это время занималось руководство Кыргызстана? Правительство вводило полугодовой запрет доступа к геологическим фондам, затягивало рассмотрение заявок на продление лицензий компаний. Для проверки работ на месторождении Кутессай создавались одна за другой депутатские и другие комиссии. Чиновничий аппарат всеми силами пытался лишить компанию законно приобретенной лицензии. В итоге в 2012 году парламентский комитет по развитию отраслевых отделений экономики частично добился своей цели: было принято решение об аннулировании лицензии в отношении предприятия «Кутессай Майнинг» в связи с тем, что инвестор якобы «не оправдал надежды, возложенные правительством Кыргызстана, и не выполняет взятые на себя обязательства». После череды судов это решение отменили, однако в апреле 2013-го определением Межрайонного суда Бишкека ОсОО «Кутессай Майнинг» вынуждено было полностью прекратить работы, связанные с разработкой месторождения Кутессай-II. (Интересно, каким образом прокуратура может судить об эффективности ведения горных работ? Или на юридических факультетах теперь обучают еще и горно-геологическим специальностям?) С тех пор ни на месторождении, ни на обогатительном заводе (КЗРЭ) никакие работы не ведутся. Представьте себе, производство, способное выпускать высококачественный и востребованный на международном рынке продукт, простаивает только потому, что кому-то не понравился инвестор. Ликвидировано более сотни рабочих мест, не платятся налоги, а продукция не идет на экспорт.

Зато непрерывно идут судебные тяжбы. Свое право на разработку месторождения инвестор был вынужден отстаивать как в местных, так и в международных судах. Продолжавшиеся не один год разбирательства привели к тому, что в конце июня 2014-го Международный арбитражный суд при ТПП города Москвы вынес решение о взыскании с Правительства КР более 118 млн долларов за создание препятствий в ведении бизнеса. Судебное решение обязывает кыргызскую сторону выплатить истцу заявленную в иске сумму в качестве компенсации ущерба, нанесенного компании в связи с лишением права на разработку месторождения редкоземельных металлов Кутессай-II. Поскольку правительство платить отказалось, 10 октября этого года суд провинции Онтарио (Канада) по требованию Stans Energy Corp. в обеспечение этого иска наложил арест на 47 млн акций ОАО «Кыргызалтын» в Centerra Gold Inc.

Так что пока вместо производства редкоземельных концентратов, которые востребованы не только в странах Таможенного союза (особенно в России и Казахстане, имеющих свои высокотехнологичные производства), но и во всем мире, иностранные инвесторы вынуждены «производить» кипы бумаг и тратить время на судебные разбирательства. Велика ли прибыль у нашей страны от этого?

И еще один вопрос: сколько бюджетных денег уже потратило и еще потратит правительство республики на оплату услуг западных юридических фирм, которые безуспешно защищают его в канадских судах? Гонорары данных фирм оцениваются в миллионы долларов. Кто будет возмещать еще и эти убытки бюджета?

Государство продолжает обещать

Едва ли серьезный международный бизнес после этого захочет рисковать своими деньгами в государстве, которое не несет ответственность за взятые на себя обязательства. Можно ли такой инвестиционный климат назвать привлекательным? Правительство Кыргызстана считает, что можно. Более того, на недавнем открытии Агентства по продвижению инвестиций, созданного при Министерстве экономики, его директор сделал громкое заявление. «Инвесторы ожидают вступления Кыргызстана в Таможенный союз», — сообщил прессе Алмаз Сазбаков. Чиновник заявил, что аграрный сектор, туризм и промышленность являются основополагающими отраслями для привлечения инвестиций, и тут же посетовал, что поступление инвестиций в КР за последнее время сократилось на 30%. Иначе говоря, привлекательность эта пока не такая уж и привлекательная.

Присутствующий на открытии министр экономики Темир Сариев также поспешил заверить, что создание агентства послужит важнейшей институциональной составляющей инвестиционного климата Кыргызстана. Инвесторы, приезжающие в страну, будут знать куда идти и где можно получить исчерпывающую качественную информационную поддержку о законодательных, институциональных и юридических вопросах открытия того или иного бизнеса, об актуальных бизнес-проектах и потенциальных партнерах среди отечественных предпринимателей, кто мог бы оказать административную поддержку при создании крупного инвестиционного проекта на национальном уровне. «Минэкономики приложило огромные усилия для того, чтобы создать данное агентство. Мы сделали огромную ставку на кадры, — отметил Темир Сариев. — Заработные платы экспертов из источников бюджета не ниже заработных плат ведущих сотрудников крупных коммерческих предприятий и банков. Комиссия, в состав которой вошли представители бизнес-сообщества и партнеров по развитию, провела открытый конкурс по отбору сотрудников агентства».

Вот только куда обращаться инвесторам в том случае, если государство их все-таки «кинет», министр почему-то так и не сообщил.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру