Лед тронулся… уже давно

То, что депутаты Жогорку Кенеша часто принимают не только бесполезные, НО И поистине вредные законы, известно давно. Самый яркий пример последних месяцев — законопроект «О ледниках», лоббируемый группой парламентариев во главе с членом фракции СДПК Эркингуль Иманкожоевой, известной своей «хронической» нелюбовью к деятельности компании «Кумтор». Хорошо, конечно, что нардепы озаботились таянием ледников, но они, вероятно, считают, что могут с помощью закона вмешаться в дела небесной канцелярии и остановить процесс глобального потепления.

Лед тронулся… уже давно

На прошлой неделе состоялось заседание Клуба экологической журналистики, посвященное спорному законопроекту. Представители СМИ встретились с экспертами, которые вошли в рабочую группу, созданную по решению правительства: гляциологами, геологами, экологами, гидрологами. Многие из них уже неоднократно говорили о бесполезности «ледникового» закона, напоминая, что подобный документ принят всего в одной стране мира — Аргентине, да и там он считается «мертворожденным».

Четыре месяца назад президент Атамбаевуже отклонил проект закона «О ледниках», аргументировав это тем, что он направлен конкретно на остановку месторождения Кумтор. Действительно, Эркингуль Иманкожоева и ее единомышленники настаивают на том, что консервация «экологически вредного» рудника, расположенного неподалеку от ледника Давыдова, позволит избежать дефицита воды в республике. Эксперты же уверены: добыча золота на Кумторе оказывает минимальное воздействие на ледник, поскольку в районе разработки месторождения не зафиксировано так называемых температурных выбросов.

— В процессе обсуждения мы, члены комиссии, пришли к выводу, что процесс деградации ледников в Кыргызстане происходит в связи с глобальными изменениями климата, — подчеркнула начальник информационно-аналитического центра Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Екатерина Сахваева. — А остановить таяние силами одной республики невозможно, требуются меры планетарного масштаба по снижению выброса углекислого газа в атмосферу. Законодательством уже предусмотрены меры, запрещающие деятельность, которая отрицательно влияет на состояние ледников, поэтому особой необходимости в новом законе мы пока не видим. Он не предусматривает реальные механизмы защиты ледников.

— Глобальное потепление ведет к так называемой деградации обледенении, но остановить этот процесс мы не можем, — добавила ученый секретарь Института водных проблем и энергетики НАН Ольга Этман. — Мы уже потеряли около двух тысяч ледников из восьми, и, поверьте, ледник Давыдова по сравнению с ними — капля в море. Основные «поставщики» углекислого газа в атмосферу — Китай, США, Канада, Россия и некоторые другие страны, только остановка их промышленности позволила бы говорить о глобальных мерах по спасению ледников, но это просто нереально. Единственное, что мы можем, — предотвращать прорывы ледников и озер, чтобы избежать угрозы затопления. (Кстати, на ала-арчинском полигоне, неподалеку от столицы, уже установлена система сигнализации, которая способна за 30 минут оповестить госслужбы о возможном наводнении. — Н.Н.)

Мнение коллег разделяет и директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН Дуйшен Маматканов.

— Большая часть ледников на северном побережье Иссык-Куля уже растаяла, — сообщил он журналистам. — Почему же это не интересует депутатов? Через 20 лет в Кыргызстане вообще останется только 30% ледников. Я много лет твердил чиновникам всех уровней, что интенсивное освоение туристами северного берега озера небезопасно для экологии. В этом году уровень воды в Иссык-Куле снизился на 30 см. Если инфраструктура на побережье будет и дальше так развиваться, север скоро столкнется с дефицитом питьевой воды.

Отечественные гляциологи давно наблюдают за «поведением» ледников, которые постоянно — и зимой, и летом — находятся в движении. Ученые признают, что мониторинг ведется довольно слабый — из-за нехватки средств. По идее, они должны быть заложены в государственном бюджете, но «наблюдателям» приходится выпрашивать деньги у международных доноров.

Сегодня гляциологи следят за абляцией (стаиванием) ледников. С этой целью по всему их периметру с помощью буровой машины устанавливают разлинованные рейки, и в течение определенного периода времени (как правило, раз-два в месяц) специалисты производят замеры, после чего анализируют интенсивность таяния.

— Прочитав проект закона «О ледниках», мы пришли к выводу, что этот документ стране не нужен — никакой пользы от него не будет, — резюмировала Екатерина Сахваева. — Достаточно внести дополнения в существующий Водный кодекс. Мы предлагаем только регулировать деятельность горнорудной отрасли, а не доводить ее до полного паралича.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру