«Зимушка приехала с сундучком чудес…»

В энергосекторе сменился «рулевой»

На прошлой неделе глава Минэнерго Осмонбек Артыкбаев написал заявление об уходе с должности по собственному желанию. Вряд ли это решение было личной инициативой Осмонбека Мамбетжановича, прозванного в народе «аптекарем» (за «штрихи» биографии, среди которых самый «жирный» — гендиректорство в «Немане»). Судя по тому, что ушел он за несколько недель до начала отопительного сезона, а также по тому, что президент охарактеризовал его как «честного и добросовестного руководителя», отвечать за аховое положение дел в энергетике опять никто не будет. Ни Артыкбаев (потому что честный), ни тем более его преемник, который, прогнозирую, станет регулярно оперировать несколькими дежурными фразами: «проблемы с энергетикой начались не вчера», «я только что приступил к работе» и «положение тяжелое, но мы делаем все возможное».

В энергосекторе сменился «рулевой»

«Ну не шмогла я, не шмогла!»

Ситуация с Артыкбаевым (да и со многими другими ушедшими и отправленными в отставку министрами) напоминает анекдот. Стоит мужик у букмекерского окна на ипподроме и думает, на какую бы лошадь поставить. Тут подходит к нему старая шепелявая кобыла и говорит: «Штавь на меня, мужик. Я хоть и штаренькая, но шегодня в отличной форме! Выиграю забег — шорвешь большой куш!» Мужик ставит все деньги на клячу. Начинается заезд, кобыла дергается с места, делает несколько неуверенных шагов, падает на землю и больше не поднимается. Возмущенный мужик подходит к лошади, а та смотрит на него виновато и говорит: «Ну не шмогла я, не шмогла!».

Профпригодность Артыкбаева, выдвинутого на пост главы Минэнерго в 2013 году, изначально была столь же сомнительна, сколь фантастично обещание старой клячи выиграть забег. В послужном списке Осмонбека Мамбетжановича практически нет ничего «энергетического», если не считать работы слесарем-монтажником на Нарынской ГЭС и электрослесарем на Токтогульской ГЭС. Артыкбаева «протежировал» тогдашний премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев (соответственно, кандидатуру одобрил и Алмазбек Шаршенович). С чего Сатыбалдиев и Атамбаев решили «поставить» на профнепригодгного Артыкбаева, осталось только догадываться. Тем паче, что у того за спиной уже был печальный опыт управления отраслью: в 2010 году его назначали «рулевым» энергетики, планов было, как обычно, громадье (комплексный анализ практики управления энергокомпаниями, реализация трех этапов улучшения управления отраслью, принятие практических мер, направленных на улучшение операционного и финансового «здоровья» отрасли, и многое другое), воплотить их, разумеется, не получилось. В прошлом году на заседании одного из комитетов ЖК, где обсуждалась его кандидатура, Артыкбаев одно за другим делал удивительные открытия: «энергетическая система республики слабая», «70% оборудования изношено», «дефицит составляет 4 млрд сомов» и так далее. В качестве мер, призванных если не исправить, то хотя бы переломить ситуацию, Артыкбаев предложил «изыскать пути решения проблем и устранить дефицит», «проявить волю», «направить все силы» и, наконец, «поднять отрасль». Ни слова не было сказано о том, на какие безупречные рельсы поставлены в энергосекторе серые схемы, распилы, откаты, которые и требуется устранять прежде всего. По итогам обсуждения 105 депутатов проголосовали за кандидатуру Осмонбека Артыкбаева. Ни единого голоса не было подано против этого «хорошего менеджера».

Осмонбек Артыкбаев.

И вот теперь Артыкбаев, сошедший с дистанции и попрощавшийся с коллективом, в стиле клячи из анекдота «признает обоснованными обвинения в свой адрес»: ну, не шмог, я, дескать, извините. А попутно соглашается с «оригинальным» выводом главы государства о том, что энергетикой должен управлять все-таки энергетик.

Кстати, напомню, что тогда же коалиция парламентского большинства выдвинула на должность министра энергетики и промышленности кандидатуру Валерия Диля, который нынче занимает пост вице-премьер-министра. Тот еще «рационализатор» и «новатор» Диль недавно предложил чуть ли не закрыть столичную ТЭЦ, поскольку под Бишкеком, на глубине 120 метров, есть горячие источники, с помощью которых можно было бы отапливать город. Реализация идеи в нынешних экономических условиях и при нынешнем ворье, также как и экономическая целесообразность предложения — вне пределов разума. Так что не знаешь, что было бы предпочтительнее: артыкбаевская профнепригодность или мощные и беспощадные, как торнадо, дилевские фантазии.

На соседей уповаем…

Уход Артыкбаева в преддверии отопительного сезона уже ничего не изменит, какой бы супер-энергетик ни сел в кресло министра. С этим нынче согласны многие из тех, кто голосовал за «аптекаря». Энергомафия потерпит поражение только в том случае, если появится пресловутая политическая воля, но дату этого исторического момента, даже приблизительную, назвать никто не может. Объемы воровства колоссальны, цифры постоянно озвучивают то эксперты, то депутаты-оппозиционеры (которые, понятно, делают это не от души, а из желания дать очередную оплеуху оппонентам от власти), но ничего не меняется. 9 октября, например, «атажуртовец» Улугбек Кочкоров резанул правду-матку про 40 млн долларов, ежегодно «плывущих» в руки посредников, перепродающих электроэнергию: при Бакиеве власти продавали ее казахам по 6 центов за киловатт, а в договоре указывалась другая стоимость — 4,5 цента. Навар в полтора цента оседал в карманах энергобаронов. Сейчас, по словам Кочкорова, казахи приобретают у нас электроэнергию по те же 6 центов за киловатт, но в договоре указываются 2,8 цента. Соответственно, разница составляет уже 3,2 цента. Кочкарову хочется знать правду: в чьих карманах нынче оседает прибыль в 40 млн долларов.

Кубанычбек Турдубаев.

Правды хочется и Алмазбеку Атамбаеву. В своем комментарии относительно ситуации в энергосекторе, распространенном пресс-службой, глава государства заявил: «Правительству необходимо говорить людям правду. Если для обеспечения безопасной работы энергосистемы требуются временные отключения электроэнергии, следует открыто сказать об этом. Однако при любых ограничениях в первую очередь должны быть защищены интересы простых людей. Народ Кыргызстана примет честный и справедливый разговор с властью, поскольку прекрасно осведомлен о реальном положении дел и не меньше чиновников обеспокоен будущим энергетики страны». Сдается только, что чиновники как раз вообще ничем у нас не обеспокоены, как и большинство депутатов. Живучие как крысы, они спасутся, кажется, даже в случае атомной войны, и предстоящей зимой уж точно не замерзнут, потому-то так спокойны. Один из «арнамысовцев», к примеру, нисколько не стесняясь, заявил, что «предки и не такие зимы в юртах переживали». При этом ни один из них в юрту, конечно, не переселится и на чудо-воду на глубине 120 метров уповать не станет.

Надежда только на соседей. Воды в Токтогульском водохранилище для более-менее благополучной зимовки мало — 12 млрд кубометров (притом что нужно хотя бы 16). Так называемого мертвого объема в 7 млрд, когда остановится работа всей ГЭС, можно достичь еще до наступления весны.

Между тем Атамбаев заявил, что считает «глубоко ошибочным подход, когда недостающие для относительно безболезненного прохождения зимы 2,4 млрд киловатт-часов электроэнергии чиновники решили изыскать путем отключения промышленных потребителей и населения». Поэтому кабинет министров будет прорабатывать вопрос о закупке дополнительных объемов электричества у соседних республик (Казахстана и Таджикистана). «Понятно, что эта энергия будет обходиться гораздо дороже, чем наша собственная, — констатировал Алмазбек Шаршенович, — Однако я уверен, что подавляющее большинство кыргызстанцев готовы платить за импорт, чтобы не сидеть без света, тепла, телевидения и других бытовых удобств».

Это, по всей видимости, и есть то решение, при принятии которого, по словам главы государства, не будет «никакого отката в средневековье». Про воровство президент упомянул вскользь: дескать, надо пересмотреть тарифную политику, сопроводив ее эффективными мерами по борьбе с коррупцией. Невыполнимая до сих пор миссия возложена на бывшего заместителя Артыкбаева, Кубанычбека Турдубаева — именно он назначен исполняющим обязанности главы Минэнерго (правда, его еще должны утвердить депутаты). И именно он, по всей видимости, является тем «профессиональным менеджером непосредственно из энергетической отрасли, глубоко знающим все нюансы и проблемы этой сферы», о котором говорил Атамбаев.

Кубанычбеку Турдубаеву 42 года. Образование высшее, с отличием окончил КТУ им. Раззакова по специальности «электрические станции». Работал электромонтером, инженером, заместителем главного инженера, техдиректором ОАО «Востокэлектро», там же — гендиректором. Был заместителем директора, а затем и директором Госдепартамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Минэнерго. Возглавлял «Северэлектро». В общем, хорошо знаком со всеми коррупционными схемами, пронизывающими отрасль вдоль и поперек. В замах у Артыкбаева проходил больше четырех месяцев (назначен был 12 мая) и написал заявление об уходе сразу после шефа. Однако премьер-министр решил «вернуть» его: по предложению Джоомарта Оторбаева, которое и принял президент, до получения соответствующего одобрения ЖК Турдубаев будет «иошкой».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру