Роковые яйца

Власть меняется, методы борьбы с оппозицией — нет

Если булыжник — оружие пролетариата, то яйца, безусловно, оружие наших властей в борьбе с оппонентами. То есть понятно, конечно, что яйцами несогласных закидывают не руководители государства или милицейские начальники — не царское это дело. Занимаются этим нахальные визгливые бабоньки, именуемые «обоновками». Занимаются, вестимо, не по велению души, а за деньги, по установленному прейскуранту. Перечень услуг широкий: по желанию заказчика могут «вражине» лицо поцарапать (а то и в морду, извините, дать), пиджачок порвать, устроить скандал на митинге, спровоцировать драку и так далее. Закидывание яйцами, как видим, еще не самый плохой вариант. Унижающий политических борцов — да, но не страшный.

Власть меняется, методы борьбы с оппозицией — нет

Что НОД…

26 сентября в Оше лидер Национального оппозиционного движения (НОД) Равшан Жээнбеков и депутат парламента Омурбек Абдырахманов собирались озвучить разработанную ими же национальную стратегию развития страны. Презентация «плода умственных трудов» должна была проходить в подобающем для этого заведении — библиотеке. Но накануне мероприятия оппозиционерам объявили, что там будет проводиться срочный ремонт. Делать нечего, пришлось арендовать кафе.

Слушателей собралось негусто — около сотни человек. Едва оппозиционеры завели речь о своем, в кафе ворвались три десятка вышеупомянутых «обоновок» и несколько молодых парней и началось, как говорится, в деревне утро: ораторов и слушателей обматерили, стали кидать в них яйцами и в конце концов выгнали из кафе. Милиция наблюдала за происходящим, не вмешиваясь. И Жээнбеков, и Абдырахманов не сомневаются в том, что за акцией стоят власти. Честно говоря, не сомневаемся в этом и мы, каким бы ни было наше отношение к оппозиционерам и придуманным им стратегиям развития страны.

«Упредили» власти и другое мероприятие — курултай в Таласе, который намеревались провести представители молодой оппозиционной поросли в лице Мавляна Аскарбекова, возглавляющего движение «Жаны муун» («Новое поколение»), Замирбека Кочорбаева, руководящего объединением «Кырк чоро» («Сорок дружинников»), гражданского активиста Адиля Турдукулова и других. Курултай против повышения тарифов на электроэнергию и цен на ГСМ молодые люди планировали провести 27 сентября. Однако за несколько дней до этого власти приняли против смутьянов (назовем их так) предупредительные меры. 23 сентября в селе Сосновка (Жайыльский район) вооруженные люди в штатском без объяснения причин задержали иномарку, в которой находились те самые Аскарбеков и Кочорбаев. При досмотре в машине обнаружили, как сообщила пресс-служба МВД, листовки «провокационного характера» (тысячу экземпляров). Задержанных спустя несколько часов отпустили, а листовки отправили на экспертизу.

С вопросом о том, что же провокационного было в листовках, «МК» обратился к Адилю Турдукулову.

— Они были напечатаны на кыргызском языке, — сообщил Турдукулов. — Мы просто затронули все проблемы, которые озвучивали ранее: повышение цен на ГСМ, афера с продажей «Кыргызгаза», критическая ситуация на границах, вопросы энергетики, бутафорская борьба властей с коррупцией и ОПГ. Никаких статей экстремистского характера там не было.

В этот же день некий Маратбек Ниясалиев, именующий себя представителем таласской молодежи, выступил на пресс-конференции в Бишкеке, где сообщил, что действия оппозиции могут дестабилизировать обстановку в регионе, особенно сейчас, когда «наступила пора сбора и реализации урожая». Прозвучали, что было ожидаемо, и дифирамбы в адрес власти: мол, руководство страны в целом все свои обещания выполняет, поэтому оснований для его смены нет, хотя у населения имеются определенные трудности «в виде» повышения тарифов и отсутствия газа на юге республики, но оно переживало и более трудные времена. «За курултаем стоит депутат Равшан Жээнбеков, — заявил Ниясалиев, — а за Жээнбековым, я так думаю, может стоять Америка».

В пользу того, что Ниясалиев был «заготовленной» персоной, говорит хотя бы то обстоятельство, что спустя три дня после его пресс-конференции у филиала компании «Северэлектро» в Таласе состоялся стихийный митинг с требованием не отключать «трехфазки»: жители села Кумарык попросту прогнали контролеров и чиновников, пытавшихся это сделать. Толпа разошлась только после того, как сотрудники «Северэлектро» пообещали не воплощать свои намерения в реальность.

Что касается Жээнбекова и Абдырахманова, ни тот, ни другой принимать участие в таласском курултае не собирались, пояснив, что они-то калачи тертые, а в Таласе свои силы пробуют юнцы.

Открестился от вышеупомянутых товарищей и Мавлян Аскарбеков, которому я задала вопрос, насколько его деятельность пересекается с деятельностью парламентариев. Сделал он это, по правде говоря, в том пафосном стиле, которого я в своих публикациях стараюсь избегать. Но тут оставила все как есть, дав простор юношескому задору.

— Мы не оппозиция, мы представляем новое поколение, — сказал Аскарбеков. — На изъятых информационных листовках были изображены все, кто в течение 23 лет находился и находится на политической арене, в том числе и Равшан Жээнбеков, являвшийся непосредственным исполнителем программы приватизации государственной собственности, о чем все знают. А власти, распуская в отношении меня слухи (начиная с того, что я масон, и заканчивая тем, что я собираюсь стать президентом), просто показывают свое бессилие. Мы — люди другой формации, мы пойдем по другому пути. Мы сделаем обществу такое предложение, которое оно поддержит, а нынешние власти не смогут нас остановить.

Турдукулов был менее категоричен.

— Моя деятельность пересекается с деятельностью Жээнбекова и Абдырахманова в том смысле, что у нас схожие взгляды на многие вопросы, включая критическое отношение к властям, хотя в НОД я не вхожу, — заявил он «МК». — Будем ли мы работать в одном движении или политической организации — покажет время.

Турдукулов тоже считает, что ниясалиевская пресс-конференция была не личной инициативой «представителя таласской молодежи», а проводилась по указке сверху. По его словам, в течение недели до намеченной даты организаторам курултая поступала информация о том, что власти готовят провокации, которые будут устраиваться руками местных «братков». А одно из популярных печатных изданий заранее сообщило, что активисты якобы отказались от проведения курултая.

В городе активистов встретили чекисты и провокаторы, которые толкали их, хватали за руки, ругались, посему акция и не состоялась — организаторы просто решили не испытывать судьбу, не доводить ситуацию то точки кипения, поэтому разошлись. Как сообщил позже один из активистов, опять-таки «милиция в происходящее не вмешивалась». Ну, как сказать: можно констатировать, что милиция как раз принимала во всем самое активное участие.

…что ОНД

Ситуация с нынешней оппозицией просто зеркальным образом отражает события весны 2008 года. 26 апреля члены Объединенного народного движения (ОНД)намеревались на так называемой открытой конференции обсудить с населением передачу казахам местности Каркыра и четырех пансионатов на Иссык-Куле, те же проблемы энергетической отрасли и другие острые вопросы. Затем оппозиционеры хотели пройти «маршем протеста» по маршруту Тюп—Балыкчи—Бишкек. Однако накануне, 25 апреля правоохранители стали задерживать особо активных сторонников оппозиции, изымали у них громкоговорители и «мобильники». В Тюп «прибыли» автобусы с «обоновками», находившимися подшофе, и крепкими молодыми людьми. Ну, и далее все по сценарию: закидывание яйцами, битье морд, ругань, потасовки. Милиция, ясно, бездействовала. Точнее вела себя, по тогдашнему заявлению Текебаева, так, словно «выполняла функцию охраны хулиганствующих элементов — стражи порядка повсюду следовали за бесчинствующими молодчиками, но даже не пытались помешать их произволу».

Предварительных пресс-конференций в защиту «царя-батюшки», насколько помню, не было. Зато было открытое письмо неких иссыккульцев, адресованное Курманбеку Бакиеву, в котором те просили президента принять жесткие меры к организаторам всяких подозрительных акций. В письме же описывалась и прекрасная жизнь, установившаяся в республике с приходом к власти Курманбека Салиевича: укрепляется-де социальная стабильность, «создаются законодательные основы для полноценной реализации прав человека в обществе и развития рыночных отношений в экономике государства», идет сокращение бедности, нарастает социально-экономическое развитие. И тут картину всеобщего благоденствия смазали своим появлением Текебаев, Отунбаева, Омуркулов и прочие, которые «мешают весенне-полевым работам» и хотят сорвать туристический сезон.

Позднее появилось официальное заявление «атамекеновцев», где было указано: «Мы можем смело утверждать, что такая масштабная провокация организована властями. Они хотели показать этим, что способны ограничить право людей на мирные митинги и шествия, на несогласие и высказывание своей политической и гражданской позиции. Власть пытается грубой силой, угрозами и шантажом заткнуть рты всем несогласным. В очередной раз власти используют криминальные (незаконные) методы. Их деяния, согласно нашим законам, квалифицируются как злоупотребление и превышение служебных полномочий, незаконное ограничение прав граждан на мирные митинги и шествия».

Смело можно менять дату в этом заявлении с 2008 года на 2014-й, разницы не будет. Любимые грабли так и остались любимыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру