Неразлучники

Одни сиамские близнецы ненавидят жизнь, другие находят себе «достойное применение»

С тех пор как Зита Резаханова вновь оказалась на больничной койке, в СМИ и соцсетях все чаще обсуждается тема разделения сиамских близнецов. Большинство кыргызстанцев поддерживают Зиту добрыми словами и желают ей скорейшего выздоровления, однако есть и такие, кто осуждает врачей московской больницы, решившихся на сложную операцию по разделению сестер Резахановых, — мол, не стоило этого делать и создавать дополнительные проблемы. Сами же Зита и Гита всегда искренне благодарили и продолжают благодарить российских докторов, которые помогли им стать «независимыми».

Одни сиамские близнецы ненавидят жизнь, другие находят себе «достойное применение»

Сегодня в мире не более десяти пар сиамских близнецов, доживших до взрослого возраста. Некоторые благодаря профессионализму хирургов превратились из неразлучников в самостоятельных людей, а те, кто живут единым организмом, мечтают об операции по разделению.

По данным Википедии (интернет-энциклопеции), сестры Резахановы являются единственными успешно разделенными сиамскими близнецами, которые уже довольно длительный срок сохраняют неплохую физическую форму. Зита и Гита родились ишиопагами, как и известные сестры Кривошляповы. Это довольно редкая разновидность сиамских близнецов (всего около 6% от общего числа), которые имеют три ноги на двоих и общий таз.

Я неоднократно встречалась с сестрами Резахановыми и их мамой Зумрият на пресс-конференциях и публичных мероприятиях. Скромные и рассудительные девушки делились своей мечтой — стать врачами, чтобы помогать людям, как когда-то помогли им. Ни разу они не выразились сожалений по поводу своего разделения. Кроме того, Зита и Гита очень верующие девушки.

— Самое главное для меня — вера во Всевышнего, без нее не было бы моей жизни, — призналась Зита одной моей коллеге, которая постоянно навещает ее в больнице. — Порой бывает очень тяжело, но Коран придает мне силы, вселяет радость и надежду. Я давно смирилась с тем, что у меня никогда не будет второй ноги, только протез… Зачем тратить силы на то, что нельзя изменить? Просто хочется жить и помогать людям.

Сейчас Зита Резаханова продолжает лечение в Национальном центре кардиологии и терапии и не устает благодарить Бога за каждый прожитый день.

21 ребенок на двоих

Пожалуй, самыми известными «соединенными» близнецами были Чанг и Энг, родившиеся в 1811 году в Таиланде (тогдашнем Сиаме), которые имели сросшиеся хрящи грудной клетки. Современные хирурги, исследовав фотографии братьев, пришли к выводу, что сегодня не составило бы труда провести операцию по их разделению.

Сразу после появления на свет Чанг и Энг были приговорены к смерти королем Сиама, верившим в то, что их рождение — дурное предзнаменование для страны. Спас близнецов шотландский купец Роберт Хантер, который увез их в США. В 17 лет Чанг и Энг стали выступать в цирке Барнума с номером «Сиамские близнецы» (отсюда и закрепившееся в дальнейшем название патологии). Как отмечали мировые СМИ, несмотря на внешнее сходство, по характеру братья были очень разными. Более крепкий и довольно активный Чанг со временем пристрастился к алкоголю, а склонный к частым болезням Энг сильно осуждал его за пьянство. Однажды Чанга даже приговорили к тюремному заключению за хулиганство, но позже судья смилостивился, решив, что это будет несправедливо по отношению к законопослушному Энгу.

В 1839 году, устав от бурной артистической жизни, проходящей в разъездах, сиамы решили обзавестись собственным домом. Они приобрели ферму в Северной Каролине и стали гражданами США, взяв фамилию Банкер. Когда близнецам исполнилось 44 года, Чанг и Энг женились на сестрах-эмигрантках из Англии — двадцатишестилетней Саре-Энн и двадцативосьмилетней Аделаиде. Семейство делило одну широкую кровать, и сестры родили мужьям, ни много ни мало, 21 ребенка, причем все дети отличались отменным здоровьем. А чтобы доказать, что их отношения с женами не нарушают норм общественной морали, братья приобрели два дома — один для Сары-Энн, другой для Аделаиды — и оставались с каждой сестрой по неделе.

В газетах о них писали: «Более всего для братьев были характерны та взволнованность и снисходительность, с какими они относились друг к другу, особенно незадолго до смерти. Они постоянно делились друг с другом переживаниями, рассказами о болезнях, и делали это с большим тактом, изображая свою жизнь намного более приятной, чем сторонний наблюдатель мог бы допустить».

Чанг и Энг умерли в 63 года. В январе 1874-го Чанг заболел пневмонией и скоропостижно скончался, а Энг последовал за ним в иной мир через несколько часов, хотя был здоров — «неразделенное» состояние лишило его шанса на спасение. Печень братьев сохранена в числе экспонатов Музея медицинской истории в Филадельфии.

«Хотим встретить юбилей на том свете»

Одна из самых несчастных пар сиамских близнецов, остро переживавших за свою несложившуюся личную жизнь, это Маша и Даша Кривошляповы, родившиеся в 1950 году в СССР. Долгое время считалось, что мать Екатерина оставила их в роддоме, однако позже выяснилось, что акушерки дезинформировали роженицу — ей сообщили о смерти дочерей. Отцом девочек был личный шофер Берии, Михаил Кривошляпов. Под давлением медицинского руководства он подписал свидетельство о смерти дочерей и больше никогда не пытался ничего о них узнать. А Екатерина Кривошляпова после родов два года лечилась в психиатрической больнице…

Сестры Кривошляповы выросли в интернате и всю взрослую жизнь проходили в спортивных костюмах, растянутых свитерах и кедах. Они никогда не пользовались косметикой и не старались как-то за собой ухаживать. Однажды близнецам посчастливилось побывать за границей, во Франции. После поездки сестры поделились с журналистами своими впечатлениями: «Там мы себя людьми чувствовали, спокойно по улице гуляли. Никто не останавливался, пальцем не показывал. А в Москве даже на коляске едешь — уже толпа собирается, деньги кидают, просят пройтись или даже потанцевать. Однажды нам какой-то мужик сто долларов предложил за «танец маленьких лебедей». Мы вообще частенько так зарабатывали — на пенсию долго ведь не протянешь…»

Мария была хронической пьяницей, и сестры даже посещали клуб анонимных алкоголиков, но все попытки избавиться от пагубной зависимости сводились к нулю. «Я на нее кричу, бью иногда, особенно когда она втихаря от меня выпьет. Увидеть-то я не увижу, но через полчаса почувствую, — жаловалась Дарья. — Я понимаю, что с ее характером ей это необходимо… Хорошо хоть не буянит потом. Выпьет и спит. Ну а ей приходится терпеть мое курение...»

В преддверии 50-летнего юбилея кто-то из журналистов спросил сестер, где бы они хотели его отметить. Кривошляповы в один голос простонали: «На том свете...». Между тем на многочисленные предложения хирургов о разделении сестры неизменно отвечали отказом.

В апреле 2003 года у Марии Кривошляповой остановилось сердце. Наутро из-за жалоб живой сестры на самочувствие «спящую» Марию и Дарью госпитализировали, после чего была установлена причина смерти первой — острый инфаркт. Однако Дарья продолжала считать, что сестра просто крепко спит. А спустя 17 часов в результате интоксикации организма умерла и вторая близняшка.

Когда два сердца бьются вместе…

Наиболее успешными из ныне живущих сиамских близнецов считаются 24-летние американки Эбигейл и Бриттани Хенсел. Их патология уникальна: девушки срослись от груди до пят. У них две общие ноги и руки, два сердца, две пары легких, но только одна печень, мочевой пузырь, грудная клетка и таз.

Несмотря на свою необычность, сестры Хенсел закончили университет и стали работать учителями начальной школы — они преподают математику. Эбигейл и Бриттани ведут очень активный образ жизни: гоняют на своем автомобиле, любят вечеринки с друзьями и обожают путешествовать. Как истинные американки, близнецы переживают, что, имея два диплома о высшем образовании и две головы на плечах, они получают только одну зарплату. «Мы, конечно, сразу поняли, что зарплата у нас будет одна, потому что выполняем работу одного человека, — призналась журналистам Эбби. — Может, со временем, когда мы наберемся опыта, удастся договориться о повышении, учитывая, что дипломов у нас два и мы можем учить по-разному».

Вопрос о разделении сестер ставился неоднократно. Но даже европейские светила в области медицины не берутся за операцию, поскольку шансы выжить после вмешательства у Бриттани и Эбигейл сведены к нулю.

Голова к голове

Сросшиеся макушками близнецы Тришна и Кришна родились в Бангладеше почти восемь лет назад. Недавно австралийским медикам удалось разделить их (в Австралию близнецов перевезли за год до этого). Операцию по разделению мозговой ткани девочек, длившуюся 25 часов, провели 16 опытнейших нейрохирургов. Перед операцией шансы на то, что обе сестры перенесут ее без тяжелых последствий для мозга, врачи оценивали в 25%, но сегодня и Тришна, и Кришна чувствуют себя хорошо.

Похожий случай имел место в Советском Союзе. Сестры Виталия и Вилия Тамулявичусы родились в Литве в 1987 году с невероятно редким видом сращения теменной и лобной долей головы. Проще говоря, Вилия и Виталия срослись не только лбами и макушками, но и мозгами. А в 1989 году в Москве прошла успешная операция по их разъединению.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру