Коррупция по-старому, но с новыми правилами

В минувшую пятницу вступили в силу поправки, внесенные в кодекс КР об административной ответственности, которые касаются повышения штрафов за нарушение правил дорожного движения. Парламентарии одобрили эти поправки, инициированные, напомним, «арнамысовцем» Дастаном Бекешевым, в июне, а в июле президент дал добро на их «претворение в жизнь». Автолюбители, понятное дело, негативно отнеслись к нововведенным штрафам и отнюдь не потому, что им хотелось бы безнаказанно или с минимальными затратами нарушать ПДД. Просто большинство из них обоснованно считают, что новый «прейскурант» не столько поспособствует снижению количества ДТП, сколько обогатит «кормовую базу» сотрудников ДПС, живущих по общеизвестному принципу «дали палочку, и крутись как хочешь», и их начальников.

Коррупция по-старому, но с новыми правилами

Инициатор законопроекта не раз акцентировал внимание на том, что поправки повышают ответственность не только водителей, но и «сотрудников подразделений безопасности дорожного движения органов внутренних дел»: не все котам, дескать, масленица. Но механизмы повышения ответственности инспекторов весьма туманны. Например, введена статья (234/1), касающаяся незаконной остановки транспортного средства — за это нарушение инспектор должен будет заплатить штраф в размере 5 тысяч сомов. В примечании указывается: «под незаконной понимается остановка транспортного средства сотрудником внутренних дел, не предъявившим по требованию водителя служебного удостоверения». Спрашивается, с кого взимать штраф, если инспектор не предъявляет водителю «опознавательные» документы?

При этом нарушение, допущенное инспектором, обязательно должно быть зафиксировано с помощью видеорегистратора, видеокамеры мобильного телефона или других устройств. И, напротив, нарушение водителем ПДД инспектор ДПС не обязан фиксировать на видео, ибо «фиксация правонарушения должна проводиться исключительно сертифицированными видеоустройствами». Проблема в том, что у нас нет видеокамер на дорогах. И в ближайшее время они, вероятно, не появятся. Установка их планировалась в Бишкеке, Оше и на автодороге Бишкек—Каракол (по северному берегу) в рамках проекта «Безопасный город». Проект также включал в себя создание единого электронного центра учета и регистрации преступлений при МВД КР. Однако на одном только примере этого успешно заваленного проекта можно говорить о том, что властям выгоднее устанавливать драконовские штрафы, чем делать реальные, а не декларативные шаги в борьбе с коррупцией.

Объявленный в 2012 году тендер выиграла китайская компания Beijing Construction Engineering Group International Co.LTD. По условиям, китайцы должны были закупить все необходимое оборудование, установить программное обеспечение и обучить сотрудников МВД премудростям пользования техникой. Однако позже стали одна за другой всплывать «нехорошие» подробности: то у победителей тендера маленький опыт, то недостаточная финансовая база, то ТЭО проекта никто вообще в глаза не видел. А потом и вовсе выяснилось, что Beijing Construction Engineering Group International в тендере как бы и не участвовала: в нем принимала участие Beijing JYD Digital Technology Company, а Beijing Construction — просто ее «дочка», да еще и в «статусе» ОсОО, который, согласно международному законодательству, вообще не дает права «пробовать» себя в такого рода конкурсах. Да и с цифрами было не все чисто: если Душанбе этот проект обошелся в 22 млн долларов, Астане — в 25 млн, то нам насчитали аж 83 млн долларов! Более того, после заключения договора китайцы повысили стоимость услуг еще на 10%, включив в нее оплату таможенных и налоговых сборов, хотя по условиям тендера компания должна была указать всю сумму сразу, с учетом этих платежей.

Тогда один из высокопоставленных чиновников, Шамиль Атаханов, открыто заявил, что некие госслужащие хотели просто получить под проект кредит и «распилить» его. В общем, договор с «инвестором» расторгли. Наказан за такую «работу» никто не был, хотя Генпрокуратура заявляла, что МВД провело тендер с нарушениями.

В начале апреля текущего года министр внутренних дел Абдулда Суранчиев сообщил, что вскоре будет объявлен новый тендер, а в целом на реализацию проекта «Безопасный город» потребуется около 25 млн долларов. В сентябре минует пять месяцев с того дня, как было сделано это заявление. Вот и Дастан Бекешев успокаивает недовольных: мол, вице-премьер-министр по безопасности заверил его, что тендер будет объявлен после 20 июля. Но, скажем, декабрь 2014 года — это тоже «после 20 июля». А новые нормы, согласно которым инспектор ДПС может не фиксировать на видео нарушение, допущенное водителем, — значит, нафантазировать что угодно — действуют уже сейчас. Так что Бекешев предлагает, подражая Алмазбеку Шаршеновичу, уповать пока на «небесную канцелярию»: даст Бог, говорит, скоро камеры на дорогах установят.

Впрочем, «дэпээсники» пока выборочно штрафуют водителей: например, за тот же «перегруз» маршрутки никто не останавливает. Водители маршруток, с которыми поговорил «МК», заявили, что платить за «лишних людей» в салоне не собираются.

— Руководитель фирмы сказал нам, чтобы ездили спокойно, — признался один из них. — Есть вроде договоренность, что фирмы будут ежемесячно «отстегивать» «дэпээсовским» начальникам определенную сумму за то, чтобы не трогали «перегруженных». Не знаю, правда это или нет, но нам сказали не бояться, брать столько людей, сколько влезет.

Авто с тонированными стеклами тоже ездят спокойно, равно как и машины с «отверстием флага Кыргызской Республики» (так в таблице МВД; имеется в виду отверстие на государственном номерном знаке транспортного средства, сделанное в месте изображения флага). Книжицу с таблицей, где указаны все новые штрафы, водители могут приобрести в газетных киосках или на авторынке (разброс цен — от 100 до 150 сомов). «МК» предлагает автолюбителям таблицу в сокращении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру