Пограничное состояние

Кыргызстан и Таджикистан не могут поделить государственые рубежи

Непродуманные действия чиновников в очередной раз стали причиной вооруженного столкновения между нашими и таджикскими пограничниками. Поводом для конфликта, как обычно, послужили споры из-за неопределенных приграничных территорий. Встреча экспертных групп из КР и РТ, занятых разработкой проекта межправительственного соглашения об использовании автодорог Исфара—Ворух и Кок-Таш—Ак-Сай—Тамдык, началась 7 июля, а через два дня стороны зашли в тупик: ни одна из них не имела четкой позиции по вопросу строительства.

Кыргызстан и Таджикистан не могут поделить государственые рубежи

Как известно, южные территории нашей республики, будто слои в пироге, «перемежаются» с территориями соседних Таджикистана и Узбекистана. Но если узбеки решили пограничный вопрос кардинально (вдоль погранполосы вырыты глубокие рвы и натянута колючая проволока — сразу видно, что за ней чужая земля), то с таджиками он так и не урегулирован. Путешественник, не знакомый с особенностями местности, может спокойно ехать по кыргызстанской земле и неожиданно для себя будет задержан таджикскими военнослужащими, которые заявят, что он нарушил государственную границу.

Чтобы впредь избежать подобных коллизий, экспертные группы двух стран должны были разработать юридические положения, которые исключили бы любые ограничения передвижения транспорта, грузов и граждан. Но переговоры оказались безуспешными: как отметил первый зампредседателя Согдийской области Джумабой Сангинов (он является членом межправительственной комиссии по делимитации и демаркации границы), участники рабочей группы не смогли прийти к консенсусу. Таджики предлагали построить новую дорогу (коридор) Исфара—Ворух в качестве самостоятельного участка трассы; контроль над ней, управление, обслуживание и использование должны были осуществлять исключительно они. А представители Кыргызстана посчитали, что дорога должна использоваться обеими сторонами, которые имели бы равное право на контроль и наблюдение. Таджикские переговорщики сочли это предложение неприемлемым, так как в данном случае, по словам Сангинова, споры и конфликты между жителями приграничных сел не закончатся, поскольку главной целью властей РТ является обеспечение прямого доступа из Исфары в анклав Ворух, минуя территорию соседней страны. Чиновник заявил, что если принять за основу такой вариант решения проблемы, вообще нет смысла строить новую дорогу.

В отличие от Сангинова вице-премьер КР Абдырахман Маматалиев, комментируя кыргызско-таджикский переговорный процесс, уверял, что никаких разногласий между сторонами нет. Он лично выехал в регион, чтобы происнпектировать строительство приграничных участков трассы Кок-Таш—Ак-Сай—Тамдык—Кишемиш, и твердо заявил, что таджики никаких препон создавать не будут, а безопасность во время возведения дороги пограничники двух стран обеспечат вместе. Как бы не так…

В четверг, 10 июля, на границе с таджикским анклавом Ворух, в местности Тамдык, на участке Бедек Баткенского района, произошла перестрелка между военнослужащими КР и РТ. По версии таджикских погранцов, огонь открыли кыргызстанцы.

Участок Бедек находится рядом с анклавом Ворух (на расстоянии 5–6 км), где проживают 300–400 семей граждан Республики Таджикистан. Кыргызская сторона считает данный участок своим, а таджикская полагает, что эта территория еще не согласована.

♦ ♦ ♦

Отношения между приграничными сообществами Ак-Сайского и Ак-Татырского аильных округов Баткенского района (КР) и анклава Ворух, сообщества Ходжаиало, джамоата Чорку (РТ) остаются предельно напряженными с начала 2014 года. Напомню, что в январе противоречия по вопросу строительства кыргызстанскими властями объездной дороги Кок-Таш—Ак-Сай—Тамдык в обход анклава Ворух вылились в перестрелку между пограничниками двух республик, в результате чего были раненые с обеих сторон. Реальная угроза разрастания конфликта, а также требования жителей кыргызских сообществ вынудили руководство страны закрыть границу с Таджикистаном более чем на два месяца. Активные строительные работы были приостановлены. Но с началом поливного и пастбищного сезона возобновилось противостояние между жителями приграничных районов — обострились конфликты из-за поливной воды, пахотных земель и доступа к пастбищам. С момента открытия границ (конец марта) среди местного населения регулярно фиксировались инциденты насильственного характера (драки между молодыми людьми, разгром транспорта, перекрытие дорог, блокирование доступа к пастбищам и т.д.).

Переговоры чиновников различного уровня по поводу снятия напряженности не дают долговременного эффекта. Основные требования кыргызстанцев — скорейшее завершение строительства дороги Кок-Таш—Ак-Сай—Тамдык, а также завершение процесса делимитации и демаркации границ с РТ — выполнены не были.

♦ ♦ ♦

9 июля таджикские пограничники задержали одного из пятнадцати сотрудников кыргызского отряда специального назначения, которые направлялись на погранпост «Тамдык» для несения службы. После вмешательства в ситуацию пограничников КР военнослужащего удалось освободить.

10 июля, по сообщению пресс-службы ГПС КР, «граждане Таджикистана в количестве около 30 человек предприняли попытку проложить трубопровод с территории Кыргызстана (река Каравшин) в село Бедак анклава Ворух (РТ). Кыргызский пограничный наряд, прибыв на место, увидел начало работ по прокладке трубопровода и потребовал прекратить их в связи с тем, что данный участок является неописанным. В ответ на эти требования граждане Таджикистана забросали пограничный наряд камнями. С целью недопущения неправомерных действий со стороны таджикских граждан кыргызские пограничники были вынуждены произвести предупредительные выстрелы в воздух».

По данным ведомства, таджикский пограничный наряд, находившийся неподалеку от места инцидента, открыл огонь по кыргызским военнослужащим. Между погранцами двух республик завязалась перестрелка. Длилась она недолго, но через полтора часа таджикская сторона возобновила стрельбу с применением минометных орудий. По сведениям таджикских СМИ, погиб один гражданин РТ, еще восемь получили ранения. С кыргызской стороны был контужен один военнослужащий, которого госпитализировали в Баткенскую областную объединенную больницу.

После этого инцидента дорогу Ворух—Исфара закрыли с обеих сторон. На место происшествия прибыли первый замминистра ВД КР, аким Баткенского района, полпред правительства в Баткенской области, военный прокурор Баткенского гарнизона и другие ответственные лица.

Из соображений безопасности жители участка Бакай-Ата и ближайших к Воруху улиц села Ак-Сай вечером были эвакуированы вглубь населенного пункта.

♦ ♦ ♦

Для усиления мер безопасности 10 июля в Ак-Сай перебросили дополнительные силы органов правопорядка и погранслужбы. По информации местных властей, вице-премьер Маматалиев ездил на переговоры в Исфару. Ситуация между тем остается напряженной. Подразделения ГПС КР на кыргызско-таджикском участке границы переведены на усиленный режим несения службы. С целью недопущения эскалации конфликта временно закрыта дорога Ак-Сай—Тамдык. Таджикская сторона потребовала убрать пограничный пост «Тамдык», сообщив, что в противном случае граждане РТ готовы атаковать его, а власти не согласны брать на себя ответственность за их действия.

11 июля состоялся телефонный разговор председателя ГПС КР Раимберди Дуйшенбиева с начальником Главного управления пограничных войск ГКНБ РТ Раджабали Рахмонали. В результате переговоров была дана команда о прекращении огня.

В ноте МИД РТ ситуация, послужившая причиной конфликта, рисуется следующим образом: «10 июля на территории земель, отведенных кооперативному хозяйству «Ворух» Исфаринского района Таджикистана, местные граждане прокладывали трубопровод. Кыргызские пограничники, несущие службу на посту «Тамдык», расположенном на несогласованном участке границы, подошли и стали вести себя вызывающе по отношению к мирным жителям, всячески оскорбляя их и выдвигая незаконное требование прекратить работу и покинуть местность. Находившиеся неподалеку таджикские пограничники, подошедшие для выяснения обстоятельств, попытались пресечь действия своих кыргызских коллег. В ответ последние внезапно открыли прицельный огонь из автоматического оружия. В результате этого семь мирных граждан и пограничник Таджикистана получили огнестрельные ранения. Один гражданин от полученных ран скончался на месте происшествия». При этом в заявлении внешнеполитического ведомства отмечается, что «таджикские пограничники не произвели ни одного выстрела».

МИД КР направил в Таджикистан ответную ноту. Сообщается, что министерство расценивает действия таджикских пограничников как попытку сорвать ранее достигнутые договоренности. «Мы призываем таджикскую сторону воздержаться от любых трактовок до окончания переговорного процесса, — сообщил замминистра Аскар Бешимов. — Кыргызская сторона направит все свои действия на мирное урегулирование инцидента. Более того, я хотел бы напомнить, что во время январского конфликта таджикская сторона применила внештатное вооружение — горные минометы. Это тоже вызывает у нас озабоченность и непонимание».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру